Зачем нам математика?
Что такое
математика и зачем она нужна современным школьникам? Надо сказать, что
практическая польза от ее изучения, также как и при освоении большинства
школьных предметов, ограничена. Знания, необходимые для жизни, сводятся к обучению
счету, то есть к арифметике, которую преподают в начальной школе, хотя при
наличии калькуляторов многим кажется, что и уметь считать уже не обязательно. А
уж тем более изучать математику дальше, когда начинаются формулы, теоремы,
функции с графиками, не говоря уже о тригонометрии… Почему же во всем мире и во
все времена детей продолжают обучать этой непростой науке? Потому что от
математики есть развивающая польза, ведь еще Ломоносов говорил, что она «ум в
порядок приводит». Математика формирует мышление человека, развивает логику,
способность к анализу, умение делать выводы, тренирует память и воображение. Большинство родителей, утверждающих, что у их ребенка
нет способностей к точным наукам, не знают, что математическое мышление бывает
разным, ученые выделяют пять типов — подструктур такого мышления.
Вычислительные ошибки часто вовсе не являются показателем отсутствия
способностей к данной науке у школьника, скорее всего это признак
невнимательности. А беспочвенное некомпетентное заявление может спровоцировать
возникновение сложностей у ребенка. Поэтому выясните, в чем заключается
проблема, какой именно момент вызывает затруднения. Если речь идет об изучении
предмета в пятых‑шестых классах, то оно сводится к приобретению детьми навыков
работы с тремя основными типами заданий: вычисление, уравнение и задачи. Не
только учителя, но и вы, родители, можете помочь своим детям в изучении этого
важного школьного предмета, если прислушаетесь к этим советам:
Занимаясь с
ребёнком математикой, помните:
1. Если вы в чем-то не уверены, посмотрите учебник,
посоветуйтесь с учителем. Часто родители, имеющие высшее, особенно техническое,
образование, объясняют ребенку математику, исходя из своих знаний. В итоге они
добиваются только того, что окончательно запутывают ученика.
2. Очень важно понять самим и объяснить ребенку, что вы
бьетесь не над конкретной задачей или примером, а учите его понимать, как
именно решают такие задачи или примеры, а также развиваете его мышление.
3. Не сравнивайте ребенка с собой. Если вам в школе
математика давалась легко и об этом при каждом удобном случае вы сообщаете
ребенку, у него могут возникнуть комплексы. Если же, наоборот, рассказываете о
том, что никогда не дружили с предметом, то даете молчаливое согласие на то,
чтобы и ребенок не занимался данной наукой.
4. Глядя, как вы ловко щелкаете примеры и задачки,
ребенок никогда не научится математике. Он должен все делать сам. Давайте ему
достаточно времени подумать, сосредоточиться. Только пройдя всю цепочку от
начала до конца самостоятельно, он будет по-настоящему понимать, как выполнять
задание.
5.
В математике начальной школы и пятого-шестого классов есть множество тем, так
называемых для ознакомления: элементы логики, теории множеств, геометрии.
Прочитайте вместе с ребенком то, что написано в учебнике, разберите примеры и
решите несколько заданий. Именно в этот момент закладывается база для
правильного восприятия алгебры и геометрии.
6. Определения и правила необходимо заучивать, что не
только облегчает их понимание, но и приучает ребенка к тому, что дальше будет
много материала, который необходимо запоминать.
7. Математика должна быть для ребенка интересной, более
того, приятной, увлекательной. Постарайтесь сделать занятия нескучными, не
давите на ребенка, если ему тяжело, попробуйте разобраться, в чем именно
заключается проблема.
8. Не относитесь к математике пренебрежительно. Ее
недаром называют царицей наук. Знание данного предмета, умение мыслить
логически значительно облегчают восприятие остальных школьных дисциплин.
|